суббота, 2 февраля 2013 г.

Второй одесский авангард

Второй одесский авангард — общность художников-нонконформистов, сложившаяся в Одессе второй половины XX века. История явления У истоков «второго одесского авангарда», по мнению искусствоведов, стоял Олег Соколов. Точкой же отсчёта «одесского нонконформизма» стал 1967 год, когда молодые художники Валентин Хрущ и Станислав Сычёв организовали «заборную» выставку своих работ «Сычик+Хрущик» на заборе одесского Оперного театра. Эта выставка продолжалась всего три часа. Так началось движение советского неофициального искусства. Художники, воплощавшие «чуждую» культуру нашли выход к зрителю через «квартирные выставки»[5]. Пик активности квартирных выставок пришелся на середину 1970-х. Примечательно, что это были не закрытые показы: двери квартир были открыты для всех желающих, и эти выставки собирали множество зрителей. Ядром движения одесского нонконформизма стали: В. Хрущ, С. Сычёв, Людмила Ястреб, А. Ануфриев, В. Стрельников. К этой основной группе, название которой дала Людмила Ястреб, — «нонконформисты», впоследствии присоединились Е. Рахманин, О. Волошинов, В. Цюпко. От московского неофициального искусства, «одесский нонконформизм» отличался отсутствием политизации, уходом в «чистое искусство», поиском эстетических форм самовыражения. Самиздатовское издание 1980-го года «Одесские художники» даёт перечень художников одесского авангарда: Валентин Хрущ, Евгений Рахманин, Николай Морозов, Владимир Цюпко, Игорь Божко, Александр Стовбур, Валерий Басанец, Михаил Ковальский, Сергей Князев, Владимир Наумец, Николай Степанов, Александр Дмитриев, Надежда Гайдук, Владимир Сазонов, Виктор Рисович, Михаил Черешня, Евгений Годенко, Руслан Макоев, Анатолий Шопин, Олег Соколов, Юрий Егоров, Александр Ануфриев, Владимир Стрельников, Людмила Ястреб, Виктор Маринюк. Большинство участников группы в 1980-х годах эмигрировало, умерло или перебралось в Москву. Авангардный нонконформизм того времени продолжили — Александр Ройтбурд (р. 1961), художник и куратор, творческая деятельность которого послужила продвижению одесского и украинского искусства на международный уровень; Валерий Гегамян (1925—2000), ставший основателем художественно-графического факультета Одесского педагогического института и его деканом; Алексей Илюшин (р. 1926) — вероятно, последний представитель «одесского нонконформизма», живущий в Одессе и видевший все его периоды, — создатель ярких пейзажей и жанровых картин, мастер продуманной композиции.
 Ссылки 
 Сайт НОН Арт об одесских художниках-нонконформистах Из истории одесского авангарда: «Заборная выставка» Произведения художников-нонконформистов в музейных собраниях Одессы. Мистецтво Одеси в колекції Михайла Кнобеля: Альбом. — Одеса-Київ, 2002. — С. 3-30. Мистецтво України ХХ століття. — К., 1998. — С. 117—157

2 комментария:

  1. Почему эта статья без сылок? Ведь очень интересно как сложилась судьба многих художников

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Поищем ссылки Но если у кого-то есть материал то с удовольствием разместим на блоге

      Удалить