Художественная Школа в Одессе
Одесскую школу живописи можно разделить (хотя это и очень примерно и крайне условно) на два основных русла. Первое направление сложилось в конце 19-го века с открытием Одесской художественной школы рисования (1865 год). Создатели школы проповедовали классические каноны живописи, прививали хорошую технику рисования, живописи и скульптуры. Многие выпускники школы затем закончили Санкт-Петербургскую художественную академию. Они приезжали в Петербург в 60-70-е годы 19 столетия – время расцвета Товарищества передвижников. Товарищество Передвижников стало самым массовым и влиятельным художественным объединением в истории России. Поэтому и воспитанники одесской рисовальной школы, будучи в Петербурге, не могли не попасть под влияние этого течения, став стойкими последователями его идей. И, вернувшись в Одессу, после окончания учебы, а иногда из заграничных поездок, они продолжали следовать идеям передвижников. А в 1890 году было организовано Товарищество южнорусских художников (ТЮРХ). Его учредителями стали одиннадцать одесских живописцев, среди них К.К.Костанди, А.А.Попов, Г.А.Ладыженский, братья Н.Д. и Д.Д.Кузнецовы, и другие. А с другой стороны одесские художники того времени испытывали на себе влияние французских художников-импрессионистов (а тогда это было очень спорное, очень необычное явление). И от «чистых» идей передвижничества, сообщество одесских художников сместилось в сторону импрессионизма. Так сложилась южнорусская школа живописи (южнорусский импрессионизм). Товарищество существовало до 1922 года. В 1922 г. на базе ТЮРХа было основано художественное объединение – Общество имени К.К.Костанди. Традиции южнорусской школы сохранились и сохраняются в творчестве многих одесских художников А. Гавздинского, Ю. Егорова, Н. Овсейко, Котляровой-Прокопенко О.
А в первое десятилетие 20-го века пришел модернизм с его экспрессией, поиском новых форм и красок. Ecole d'Odessa - одесская школа живописи 1914 - 1919 годов. Молодые художники А. Нюренберг, Т. Фраерман, Сандро Фазини были ядром группы «независимых», ставшей антиподом Товариществу южнорусских художников. Их увлекали все новаторские течения французского искусства. В это время художественная жизнь Одессы тяготела больше к мировым центрам модернизма – Мюнхену и Парижу, чем к Санкт-Петербургу или Москве. Они тесно общались со знаменитыми коллегами — Теофил Фраерман работал с Эдгаром Дега, общался с Анри Матиссом и Огюстом Роденом. Амшей Нюренберг снимал одну комнату с Марком Шагалом и обучался в частных парижских академиях. Одесские «независимые» выставлялись вместе с Василием Кандинским и группой российских художников «Бубновый валет» в 1914 году. По-размному, сложились судьбы художников после революции. Кто-то переехал в Москву (И. Малик, А. Нюренберг), кто-то эмигрировал (П. Нилус. Газиасон Ф.) а кто-то остался и продолжал работать в Одесе (Кишиневский С., Фраерман Т.). Их работы сохранились во многих музеях мира, часть работ была, к сожалению, утеряна.
На традиции модернизма, авангарда продолжали сохраняться в стенах Одесского художественного училища, там преподавали Теофил Фраерман, Михаил Жук, ученик С.Выспянского, живший в Чернигове и Киеве, уехавший, спасаясь, в Одессу, Николай Шелюто. Возрождение авангарда в Одессе началось в середине пятидесятых годов. А в 60-х годах сложилась группа «Нонконформисты» (Л. Ястреб). А позже уже в 60-70 х годах сложилась всемирно-известная, как ее именуют на Западе, «Одесская группа» «Мамай».
Комментариев нет:
Отправить комментарий